Воскресенье, 05.01.2025, 07:30
[ Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Все для фронта, все для Победы!
vov65my1Дата: Понедельник, 15.03.2010, 08:32 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
ЛЕНД-ЛИЗ: СКОЛЬКО ЖЕ МЫ ДОЛЖНЫ?
По распоряжению президента в министерстве финансов стала постепенно создаваться рабочая группа по разработке законопроекта о ленд-лизе. К работе подключили сотрудников военного и военно-морского министерств. 10 января 1941 г. в Сенате и Палате Представителей начались слушания по новому законопроекту. 11 марта 1941 г. Закон о ленд-лизе был подписан, а уже 27 марта Конгресс США санкционировал первое ассигнование на военную помощь в размере 7 млрд. долл. Таким образом, Закон заработал сразу же после принятия.
Регулирование расчётов осуществлялось в соответствии со следующими принципами:
1) поставленные материалы: машины, различная военная техника, оружие, другие предметы, уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, - не подлежали оплате;
2) имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, полагалось оплатить полностью или частично на основе представленных США долгосрочных кредитов;
3) Закон предусматривал и возможный отказ в снабжении материалами по причинам секретности (в первую очередь, оборудования) и первоочередном удовлетворении нужд собственных вооружённых сил;
4) сохранившиеся военные материалы оставались у страны-получателя, но правительство США оставляло за собой право истребовать их;
5) оборудование, производство которого не было завершено к концу войны, и ленд-лизовские материалы, находящиеся на складах правительственных учреждений США, могли приобретаться странами, для которых они заказаны, с предоставлением американского долгосрочного кредита;
6) срок поставок по закону устанавливался первоначально до 30 июня 1943 г., а затем ежегодно продлевался.
В соответствии с этими условиями правительство США заключало соглашения с союзными странами. Каждое государство, подписавшее это соглашение должно было предоставить финансовый отчёт. Кроме этого, страны-лизингополучатели принимали на себя обязательство содействовать защите Соединённых Штатов и оказывать им помощь материалами, которые имелись у них, а также предоставлять различные услуги и информацию.
По Закону о ленд-лизе осуществлялись поставки не только вооружения, но и промышленного оборудования, торговых судов, автомобилей, продовольствия, топлива, медикаментов.
1 октября 1941 г. в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении Советского Союза до конца июня 1942 г. В конце месяца, 30 октября Рузвельт сообщил Сталину, что американские поставки будут осуществляться под беспроцентный заём на сумму 1 млрд. долл. с оплатой в течение десятилетия, начиная с шестого года после окончания войны (сам же закон был распространён на СССР 28 октября, т.е. за два дня до официального извещения).
В течение всей войны были подписаны еще три Протокола. В соответствии с Протоколами устанавливались максимальные объёмы военных и гражданских материалов, которые США и Великобритания могли выделить Советскому Союзу.
В послевоенный период высказывались различные оценки роли ленд-лиза. В СССР чаще преуменьшалось значимость поставок, в то время как за рубежом утверждалось, что победа над Германией была определена западным оружием и что без ленд-лиза Советский Союз не устоял бы. Сегодня отношение в нашей стране к помощи союзников несколько изменилось.
В связи с этим, хотелось бы рассмотреть значимость и постараться дать наиболее объективную оценку значению ленд-лиза. По некоторым важным позициям без этих поставок армия и народное хозяйство нашей страны не могли обойтись. Необходимость в подобных иностранных поставках определялась как нехваткой материалов, так и возможностью получения новейших образцов вооружения для быстрого переустройства собственных военных заводов на выпуск гораздо более совершенной военной техники отчественого производства.
Нельзя сбрасывать со счетов и количественный фактор ленд-лизовской помощи, в результате чего были существенно снижены людские потери. Так, доля поставок по ленд-лизу в общем объёме поставок для армии и гражданских нужд составляла: по бронетанковой технике - 16 %; самолётам - 15,3 %; боевым кораблям - 32,4 %; зенитной артиллерии - 18,4 %; радиолокационной аппаратуре - свыше 80 %; тракторам - 20,6 %; металлорежущим станкам - 23,1 %; паровозам - 42,1 %; грузовым и легковым автомобилям - 66,1 %. Эта оценка дана только по количественным показателям без учета качественных характеристик машин, их грузоподъемности, мощности двигателя, проходимости.
Потери по автомобилям в течение войны составили 351,8 тыс. ед. При этом число доставленных в нашу страну машин превысило 427,7 тыс. ед. Многие проблемы доставки людей, грузов, техники были сняты за счёт «фордов», «доджей», «студебейкеров», «остинов».
Номенклатура поставок гражданского промышленного оборудования была очень большой и многообразной. Например, на Сталинградском тракторном заводе более половины всех машин и оборудования получены по ленд-лизу. Поставлялись производственно-технологические линии и даже заводы, в частности, американские нефтеперерабатывающие предприятия в Куйбышев, Гурьев, Орск, Красноводстк, шинный завод в Москве, завод по производству алюминиевого проката. В дальнейшем эти предприятия эффективно работали и в мирное время.
После окончания войны, Соединённые Штаты направили всем странам-лизингополучателям, предложение погасить задолженность. Правительство США не требовало оплаты военного оборудования и материалов, как и предусматривалось законом. Но за гражданские поставки: пароходы, паровозы, железнодорожные вагоны, тракторы, электростанции и другое оборудование, находившееся у нас по состоянию на 2 сентября 1945 г., — необходимо было заплатить.
В 1951 г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться 800 млн. долл., однако советская сторона соглашалась уплатить только 300 млн. долл. По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены ещё в марте 1946 г.
И только в 1972 г. в Вашингтоне состоялось подписание соглашения об урегулировании расчётов по ленд-лизу. По этому соглашению, СССР обязался до 2001 г. заплатить 722 млн. долл., включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму 48 млн. долл., после чего дальнейшие выплаты прекратились. В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 г., и сумма — 674 млн. долл.

Н.БУТЕНИНА

 
vov65my1Дата: Понедельник, 15.03.2010, 08:32 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
ЛЕНД-ЛИЗ В СИСТЕМЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Принятый 11 марта 1941 года Конгрессом США закон о ленд-лизе и последующие решения глав правительств союзников сыграли важную роль в совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции, и значение это нельзя недооценивать.
Следует особо подчеркнуть, что военная и экономическая помощь Советскому Союзу, на долю которого выпала основная тяжесть борьбы, осуществлялась не только ради побед Красной Армии на "Восточном фронте", она проводилась в интересах всех стран содружества, выступивших единым фронтом против реакционнейшего и агрессивного режима фашистской Германии и её союзников.
Доставка грузов в нашу страну осуществлялась в основном водным путём, и тысячи миль океанов и морей, разделяющие наши страны также стали ареной боевых действий. Это ставило перед военными флотами союзных держав архиважную задачу — обеспечить безопасность перевозивших военные грузы судов. Задача была настолько важной, что постоянно находилась в центре внимания руководителей государств антигитлеровской коалиции.
Хотелось бы отметить, что после Великой Отечественной войны и особенно в период "холодной войны" некоторые историки писали, что поставки по ленд-лизу имели для нас небольшое значение: они составляли, дескать, всего 4 % объёма валовой промышленной продукции СССР в 1941 — 1945 гг. И это действительно так. Но по отдельным видам вооружений эти показатели были значительно выше: по автомобилям — 70%, танкам — 12%, самолётам — 10%, а по морской авиации — 29%.
Из Великобритании, США и Канады в нашу страну было поставлено:
Самолётов 22 195
Танков 12 990
Автомашин свыше 500 000
Различного типа орудий 5 000
Кроме того, от союзников поступило огромное количество снарядов, взрывчатки, обмундирования, медикаментов и т.д.
О поставках для Военно-морского флота я скажу ниже. Поражает воображение общий объём поставок по ленд-лизу. Он составил в стоимостном выражении огромную сумму — 11 млрд. 260 млн. 344 тыс. долларов. Значительная часть (четверть) всех поставок приходилось на долю продовольствия.
Для доставки грузов Советскому Союзу использовались три основных океанских маршрута:
ПЕРВЫЙ — через Северную Атлантику. Его протяжённость — 1800-2000 миль. Продолжительность перехода — 10-14 суток. По этому пути союзники отправили около 4 млн. тонн груза (22,7% от общего количества поставок). Первый конвой "Дервиш" прибыл 31 августа 1941 года в Архангельск.
ВТОРОЙ проходил через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран. Он практически начал действовать с мая 1942 года. По этому пути было доставлено более 4 млн. тонн груза (23,8%).
ТРЕТИЙ маршрут проходил по Тихому океану. Объём перевозок здесь был наибольшим и составил 8 млн. тонн (47,1%). Для приёма и хранения грузов в Петропавловске-Камчатском потребовалось перестроить торговый порт. В связи с тем, что Япония фактически закрыла Сангарский пролив, а проливы Лаперуза и Первый Курильский зимой замерзали, грузы приходилось отправлять во Владивосток для последующей перевозки по железной дороге уже после вскрытия льдов.
Военные флоты союзников обеспечивали защиту морских и океанских коммуникаций. Наиболее трудными с точки зрения навигации, гидрометеорологии был северный маршрут. Союзному командованию пришлось в ходе войны усиливать охранение конвоев надводными кораблями, авиацией и подводными лодками. В решении задачи защиты северных конвоев успешно взаимодействовал с флотами союзников Северный флот.
К востоку от меридиана до 20 о восточной долготы Северный флот усиливал охрану конвоев кораблями эскорта и обеспечивал авиационное истребительное прикрытие.
Всего за время войны северным путём был проведён 41 конвой в Советский Союз и 37 конвоев из СССР. Из 540 торговых судов было потеряно 100 (82 английских и американских, 9 советских и 9 — других стран).
Потери сил сопровождения составили: ВМС Великобритании — 2 крейсера, 16 эскортных кораблей, 1 подлодка; Советский Союз потерял 2 эсминца, 20 подводных лодок и большое число самолётов.
Непосредственное прикрытие конвоев и перехват самолётов противника в зоне ответственности Северного флота осуществлялось истребительной авиацией. Здесь я не могу не отметить одну яркую страницу из героической летописи наших авиаторов-североморцев. 30 июня 1942 года в бою с фашистскими самолётами при защите конвоя "PQ-16" погиб замечательный лётчик, командир авиаполка подполковник Б.Ф.Сафонов. Три истребителя под его командованием вступили в схватку с 45 юнкерсами и полутора десятком мессершмиттов. Они сбили пять бомбардировщиков, из них 3 — Сафонов. Но сам погиб! Это был его 224-й боевой вылет. На его счету 34 боя и 25 сбитых самолётов. Сафонову дважды присвоено звание Героя Советского Союза.

Возвращаясь к ленд-лизу, я бы ещё раз отметил, что для советского ВМФ поставки союзников имели большое значение. В течение всей войны мы получили из Великобритании, США и Канады около 500 кораблей. Эти корабли поступали в основном после 1943-го года, после "великого перелома" в Великой Отечественной войне.

Авиация ВМФ получила 2 148 самолётов — бомбардировщиков, истребителей и разведчиков.

Из Великобритании получили 550 РЛС (радиолокационные станции), из США — 640. В 1944 году поступили первые РЛС для береговых постов и неконтактные тралы.

Нельзя сегодня не отметить и большой вклад советских торговых моряков в перевозках ленд-лизовских грузов. Статистика показывает, что в 1942-м году, например, доля нашего торгового флота в перевозках составляла 22,5% (из 412 судов, прошедших по северной внешней трассе, 93 были советскими). Более трёхсот моряков пароходства погибли. Следует также отметить, что Советский Союз, принимая помощь от союзников, разгрузив боевую технику и другие грузы в Архангельске и Мурманске, сам отправлял на Запад некоторые виды стратегического сырья — хромовую, марганцевую руду, лес, а также расплачивался золотом (как известно, на КРЛ "Эдинбург", погибшем на переходе, перевозилось 5,5 тонн золота в счёт оплаты СССР за поставки).
Союзники по антигитлеровской коалиции во время операций по перевозке груза по ленд-лизу в Северной Атлантике понесли большие потери. По подсчётам историков США и Великобритания лишились 5 140 торговых судов, а ВМС стран содружества — 180 боевых кораблей, при этом погибло около 6 тысяч моряков.
Мне думается, что молодое поколение наших государств должно хорошо знать о той большой дружбе, боевом товариществе, которые сложились между нашими народами в тяжёлую военную годину.

Адмирал Флота В.Н.ЧЕРНАВИН

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Будьте внимательны к ветеранам!

Среди живущих сейчас есть еще участники Великой Отечественной войны... С каждым годом их становится все меньше. Об этом нужно всегда помнить. В годы своей военной юности они перенесли великие тяготы: все они лежали в промерзлых окопах, случалось, по несколько дней не видели горячей пищи, по несколько суток не спали, редкий из них не ранен... Все они были свидетелями трагической гибели своих друзей фронтовых, которые падали на каждом километре фронтовых дорог...

А ТЕПЕРЬ

заговорили старые раны, еле тянет сердце, но старый солдат не станет жаловаться, не такой он закваски...

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к ним в поликлиниках и на вокзалах, в трамваях и автобусах, в длинных очередях...

ЭТО ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКАЯ ПЛАТА за то, что они совершили в грозном 1941, трагическом 1942, переломном 1943, решающем 1944 и победном 1945!

ОНИ ЗАСЛУЖИЛИ ВНИМАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ...

Георгий Константинович ЖУКОВ